Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - 08. О ДУХЕ СВЯТОМ
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Новости

Все новости

Объявления

  • 19 Апрель 2020
  • АДРЕС МОНАСТЫРЯ

    461040 Оренбургская обл., г.Бузулук, ул.Серго, д.1 Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь.

    телефон:

    8(35342)2-33-15

     

    эл.почта:(по вопросам пожертвований):

     buzulukjenmonastyr@yandex.ru

     

     

     

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

08. О ДУХЕ СВЯТОМ

 

 

 

Святой Дух – ЛичностьСвятой Дух – БогДух Святой вездесущийСвятой

Дух всеведущийДух Святой – источник чудесДух Святой ставит пастырей Церкви во епископовДух Святой имеет власть отпускать грехи.Святой Дух возрождает людей для БогаДух Святой открывает Святое Писание (дает людям Слово Божие). Дух Святой участвует в зачатии ХристаДух Святой влечет Христа на гору искушенийСвятой Дух участвует в воскресении Христа из мертвыхДух Святой участвует в воскрешении телДуха Святого мы прославляем вместе с Отцем и СыномБытие Духа Святого от ОтцаНесостоятельность аргументов против Святой Троицы.

Когда мы говорим о Господе Боге Духе Святоммы должны сказать следующее:

1) Он – Личность; 2) Он – Бог; 3) Он имеет Бытие от Отца (через исхождение). Исхождение от Отца – это ипостасное свойство,означающеечто Дух Святой имеет бытие от Отцано иным способомчем СынСвятый Дух исходит от ОтцаСын рождается от Отца.

 

Святой Дух – Личность.

В сознании многих православных Дух есть нечто безликоеОчень многие люди

отождествляют Духа Святого с благодатьюДарующего – с Его даромМы каждый раз в утренних молитвах обращаемся к Личности Святого ДухаЧто значит личностность?

(Отцы Церкви предпочитали употреблять слово «ипостасность».) Личностность – это бытиеНо мы знаемконечночто Дух Святой не только имеет самостоятельное бытиено и самостоятельно действуетоб этом свидетельствует ПисаниеО Святом Духе в Библии говорится меньшечем о Боге Сынене более 1,5 тысяч раз (о Сыне говорится 2,5 тысячи раз). Существует около100 отрывковговорящих о Личности Святого Духа.

 Приведем самые важные из них.

1. Книга пророка Исаии«Я первый и Я последнийМоя рука основала землюи Моя десница распростерла небесапризову их,и они предстанут вместеСоберитесь все и слушайтекто между ними предсказал этоГосподь возлюбил егои он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над ХалдеямиЯЯ сказали призвал егоЯ привел егои путь его будет благоуспешенПриступите ко Мнеслушайте этоЯ и сначала говорил не тайнос того временикак это происходитЯ был тами ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48, 12–16). Есть НектоКто говоритчто Он первый и последнийчто Его рука основала Небо и землючто Господь послал Егочтобы исполнить Свою волю над Вавилоном (завоевать Вавилон). Он создал всеОн Свою волю осуществляет над ВавилономОн говорит (называя Себя ИскупителемСвятым ИзраилемГосподом,теИеговой): «Приступите ко Мнеслушайте этоЯ и сначала говорил не

тайнос того временикак это происходитЯ был тами ныне послал Меня Господь Бог [Ягве Илогими Дух Его»Кто это,которого посылает Иегова и Дух ЕгоЭтоконечноСынЭто место – одно из самых ярких в ветхозаветном описании Троицы,хотя и без упоминания именЗдесь мы видимчто Дух Иеговы посылает Сына вместе с ИеговойтеСын посылается в этот мир решением Отца и Духапосылает не один Отецволя принадлежит всей Святой Троице.

2. Второй отрывоккоторый нужно знать и в котором говорит о личностном

существовании Святого Духанаходится в 63-й главе Книги пророка Исаии (Ис. 63, 9–14).

В этом отрывке трижды упоминается Святой ДухИсаия говоритчто евреи огорчили Святого ДухаЛичность можно огорчить,нельзя огорчить радарПри всем желании ни радарни ветер огорчить невозможноДальше сказаночто Он «вложил в сердце его [народаСвятаго Духа Своего» (Ис. 63, 11). И третье«Как стадо сходит в долинуДух Господень вел их к покою» (Ис. 63, 14). Это значитчто Дух Господень вел израильский народЗдесь сказаночто Он действует как РуководительЧитая в контекстемы видим здесь указание на личное существование Святого Духа.

3. Самое яркое свидетельство тогочто Дух Святой есть отдельная Личность – 3-я

глава Евангелия от Матфея«ИкрестившисьИисус тотчас вышел из воды, – и се,

отверзлись Ему небесаи увидел [ИоаннДуха БожияКоторый сходилкак голубьи ниспускался на Него» (Мф. 3, 16). Дух это инойнежели Отец и Сын. «Иной и инойно не иное и иное», как говорит святитель Григорий БогословТа же Сущность,но не та же Личность.

4. Следующее место – 3-я глава Евангелия от Иоанна«Иисус отвечалистинно,

истинно говорю тебеесли кто не родится от воды и Духане может войти в Царствие БожиеРожденное от плоти есть плотьа рожденное от Духа есть духНе удивляйся томучто Я сказал тебедолжно вам родиться свышеДух дышитгде хочети голос его слышишьа не знаешьоткуда приходит и куда уходиттак бывает со всяким,рожденным от Духа» (Ин. 3, 5–8). Здесь мы видимчто Дух рождает детей для Отца Небесногодля Царствия БожьегоОн дает возможность людям войти в Царствие Божие,

Он – РождающийПо поводу 8-го стихав котором очень ярко говорится о Личности Духа – «дышитгде хочет» – надо помнить,что в греческом тексте слово «пневма» стоит без определенного артикляЕго можно понимать двоякокак «дух» – в смысле Дух Святой дышитгде хочетили как «ветер». Поэтому существуют два перевода этого местаи если вы будете опираться на него,вы ввяжетесь в долгую и никому не нужную полемику.

5. То же касается и первого послания евангелиста Иоанна«Ибо три

свидетельствуют на небеОтецСлово и Святый Духи Сии три суть едино» (1 Ин.

7). Мыбезусловноубежденычто приведенный выше текст подлинныйно у него

сложная текстологияВ большинстве греческих текстов Священного Писанияначиная с IV векаон отсутствуетно остался во всех западных текстах Священного Писания и в некоторых ссылках греческих отцовНачиная с XV векаблагодаря Эразму Роттердамскомуэтот текст вошел в большинство греческих текстов Священного Писания.

6. Самое подробное указание на личное бытие Святого Духа содержится в

прощальной беседе Господа Иисуса Христа:

а«Если любите Менясоблюдите Мои заповедиИ Я умолю Отцаи даст

вам другого Утешителяда пребудет с вами вовекДуха истиныКоторого мир не

может принятьпотому что не видит Его и не знает Егоа вы знаете Егоибо

Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14, 15–17).

Здесь очень точно сказаночто Дух – это иной УтешительЧто значит

УтешительСлово «параклит» часто употребляется в ЕвангелииОно встречаетсянапримерв послании апостола Иоанна и Книге Плач ИеремииЕсть такой эпизодговоритсячто насильники убиваютиздеваютсяа Утешителя у них нетСлово«параклит» означает в первую очередь тогокто защищаетно имеет три значения:

защитник (тоткто защищает), адвокат (тоткто оправдывает перед Отцом

Небесными тотКто утешаетДух Святой является «параклитом» во всех трех

смыслахОн защищает нас от действия врагаОн наш защитник перед Отцом

Небесными Он нас утешает в наших скорбях.

б«Утешитель жеДух СвятыйКоторого пошлет Отец во имя Мое,

научит вас всему и напомнит вам всечто Я говорил вам» (Ин. 14, 26). Дух,

посланный Отцом во имя Христанаучает всемунапоминает всечто говорил

ХристосМожет ли научить и напомнить безличная силаНапоминает кто-тоа не

что-то.

в«Когда же приидет УтешительКоторого Я пошлю вам от ОтцаДух

истиныКоторый от Отца исходитОн будет свидетельствовать о Мнеа

также и вы будете свидетельствоватьпотому что вы сначала со Мною» (Ин.15,26-27) Дух Святой ведетОн наставляетОн напоминаетОн свидетельствуетОн 

УтешительРазве это свойство безликой силыНет.

гО Духе Святом говорит и 16-я глава Евангелия от Иоанна«Если Я не пойду,

Утешитель не приидет к вама если пойдуто пошлю Его к вами Онпридяобличит мир о грехе и о правде и о судео грехе,что не веруют в Меняо правдечто Я иду к Отцу Моемуи уже не увидите Меняо суде жечто князь мира сего осужденЕще многое имею сказать вамно вы теперь не можете вместитьКогда же приидет Он,Дух истиныто наставит вас на всякую истинуибо не от Себя говорить будетно будет говоритьчто услышити будущее возвестит вамОн прославит Меняпотому что от Моего возьмет и возвестит вамВсечто имеет Отецесть Моепотому Я сказалчто от Моего возьмет и возвестит вам»(Ин. 16, 7–15).

Дух Святойпосланный от Отца Сыномприходит как обличитель мираГлавный

грех людей в мире – неверие во ХристаСвятой Дух свидетельствует о правдетеоб оправданиикоторое дается нам через Кровь Господню«... Я иду к Отцу», – говорит ГосподьСвятой Дух свидетельствует и о суде – что князь мира осужденОн свидетель всех этих трех вещейгреха мираоправданиякоторое Бог дает через Сына Своегои осуждения СатаныДалее Христос говоритчто «наставит вас на всякую истинуибо не от Себя говорить будетно будет говоритьчто услышити будущее возвестит вам».

Радар не может слышатьрадар не может наставлятьрадар не может от кого-то брать и что-то возвещатьВсе это – признаки личности.

7. Следующий текст – 2-я главы Деяний святых апостолов«И явились им

разделяющиеся языкикак бы огненныеи почили по одному на каждом из нихИ

исполнились все Духа Святагои начали говорить на иных языкахкак Дух давал им провещевать» (Дея. 2, 3–4). Дух «дает им провещать», они исполняют волю Духа СвятогоЧасто на этот текст (первую часть 4-го стихассылаются Свидетели Иеговы,это один из ключевых текстов в их вероученииПо мнению иеговистовесли Дух «исполняет», то Он не может быть Личностью:наполнять может некая безликая силано не ЛичностьНо это утверждение не имеет под собой никакого основаниядостаточно вспомнить слова Книги пророка Иеремиигде Бог говорит так«Разве Я – Бог [тольковблизиговорит Господь [Иегова]а не Бог и вдалиМожет ли человек скрыться в тайное местогде Я не видел бы егоговорит Господь [Иегова]Не наполняю ли Я небо и землюговорит Господь [Иегова]» (Иер. 23, 23–24). Такв еврейском подлиннике «Иегова» наполняет небо и землю.Тогда надо сказатьчто Иегова не личностьа сила?

Ведь глагол «наполняю» относится и к Иеговеи к Святому ДухуНаполнение означаеттолько точто Дух Святой нематериален,как нематериален и ИеговаНо чем Он наполняетОн наполняет Своей силой.

«И будет в последние дниговорит Богизлию от Духа Моего на всякую плотьи

будут пророчествовать сыны ваши и дочери вашии юноши ваши будут видеть видения,и старцы ваши сновидениями вразумляемы будутИ на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моегои будут пророчествовать» (Деян. 2, 17–18).

Написано«излию от Духа Моего на всякую плоть»Не излию самого Духаа от

Духа.

8. Следующий очень яркий отрывоккоторый нужно знать – 8-я глава Деяний«А

Филиппу Ангел Господень сказалвстань и иди на полденьна дорогуидущую из

Иерусалима в Газуна тукоторая пустаОн встал и пошел» (Деян. 8, 26–31).

Дух говоритвстань и пойдиЯ тебе говорю.

9. Следующая очень важная ссылка«В Антиохиив тамошней церкви были

некоторые пророки и учителиВарнаваи Симеонназываемый Нигери Луций

Киринеянини Манаилсовоспитанник Ирода четвертовластникаи СавлКогда они служили Господу и постилисьДух Святый сказалотделите Мне Варнаву и Савла на делок которому Я призвал их» (Деян. 13, 1–4).

Здесь Дух Святой прямо говорит «Я». Может ли так говорить безликая сила?

10) Есть несколько меств которых говорится о личных желаниях Святого Духа.

а) 5-я глава Деяний«Для чего [ты допустилсатане вложить в сердце

твое [мысльсолгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян. 5, 3).

б) 16-я глава Деяний«Пройдя через Фригию и Галатийскую странуони не

были допущены Духом Святым проповедывать слово в АсииДойдя до Мисии,

предпринимали идти в Вифиниюно Дух не допустил их» (Деян. 16, 6–7). Дух

Святой действует как Личностьдопускает или не допускает идти.

в) 20-я глава Деяний«И вотныне япо влечению Духаиду в Иерусалимне

знаячто там встретится со мноютолько Дух Святый по всем городам

свидетельствуетговорячто узы и скорби ждут меня… Итак внимайте себе и

всему стадув котором Дух Святый поставил вас блюстителямипасти Церковь

Господа и Богакоторую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 22–28).

Дух Святой свидетельствуетДух Святой ставит блюстителей – епископов.

11) Следующее местокоторое говорит о личности Святого Духа, – 8-я глава

послания апостола Павла к Римлянам:

а«Но вы не по плоти живетеа по духуесли только Дух Божий живет в

васЕсли же кто Духа Христова не имееттот [ине ЕгоА если Христос в вас, то тело мертво для грехано дух жив для праведностиЕсли же Дух ТогоКто

воскресил из мертвых Иисусаживет в васто Воскресивший Христа из мертвых

оживит и ваши смертные тела Духом Своимживущим в вас… вы… приняли Духа

усыновленияКоторым взываем: "АвваОтче!" Сей самый Дух свидетельствует

духу нашемучто мы – дети Божии» (Рим. 8, 9–16).

Есть два типа жизнижизнь по Духу и жизнь по плотиЖизнь по плоти 

когда человек полностью подчинен плотским желаниямЖизнь по Духу – когда

человек полностью подчинен духовным желаниямИсточником духовных желаний

является Дух СвятойДух ХристовОн оживляет насОн живет в насОн оживит

наши мертвые телаОн водит наси поэтому мы являемся сынами БожиимиОн

дает нам Духа усыновлениякоторым мы взываем: «АвваОтче!». Он

свидетельствует духу нашемучто мы дети Божии.

б«Испытующий же сердца знаеткакая мысль у Духапотому что Он

ходатайствует за святых по [волеБожиейПритом знаемчто любящим Бога,

призванным по [Егоизволениювсе содействует ко благу» (Рим. 8, 27–28).

Стихи прямо говорятчто Дух ходатайствует за святыхчто Он имеет Свою

мысль.

12. Очень подробно о Святом Духе написано в первом послании к Коринфянам:

а«А нам Бог открыл [этоДухом Своимибо Дух все проницаети глубины

БожииИбо кто из человеков знаетчто в человекекроме духа человеческого,

живущего в немТак и Божьего никто не знаеткроме Духа БожияНо мы

приняли не духа мира сегоа Духа от Богадабы знать дарованное нам от Бога,

что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словамино

изученными от Духа Святагосоображая духовное с духовным… Ибо кто познал

ум Господеньчтобы [могсудить егоА мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2, 10–16).

Традиционно все восточные и западные отцы считаличто ум Христов – это

Дух СвятойОн открывает точто на уме у Христапоэтому и называется «ум

Христов»;

б«Потому сказываю вамчто никтоговорящий Духом Божиимне произнесет анафемы на Иисусаи никто не может назвать Иисуса Господомкак только Духом СвятымДары различныно Дух один и тот жеи служения различныа Господь один и тот жеи действия различныа Бог один и тот же,производящий все во всехНо каждому дается проявление Духа на пользу.Одному дается Духом слово мудростидругому слово знаниятем же Духоминому вератем же Духоминому дары исцелений,тем же Духоминому чудотворенияиному пророчествоиному различение духовиному разные языкииному истолкование языковВсе же сие производит один и тот же Духразделяя каждому особокак Ему угодно» (1 Кор. 12, 3–11).

Очевидночто Дух Святой не может быть никем инымкак Личностью. «Разделяя особо», «как Ему угодно» – можно ли это отнести к безликой силеНетконечно.

 

Святой Дух – Бог.

Дух Святой свят по природеДух Святой – БогКогда мы говорим о Духе Святом,

мы должны пониматьчто речь идет о Его природео томчто Он никем не освящаетсяа освящает СамХристианенаоборот,освящаютсяно не освящаютТеперь приведем отрывкиподтверждающие это.

1. Когда мы говорим о Духе Святомо Его Божественностимы можем ссылаться

на 5-ю главу Деяний«Но Петр сказалАнанияДля чего [ты допустилсатане вложить в сердце твое [мысльсолгать Духу Святому и утаить из цены землиЧем ты владелне твое ли былои приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?Для чего ты положил это в сердце твоемТы солгал не человекама Богу» (Деян. 5, 3–4). Зачем солгал Святому ДухуЗачем солгал БогуЗдесь Дух Святой прямо называется Богом.

2. Второе местокоторое так же ясно говорит о божественности Святого Духа 

первое послание к Коринфянам«Разве не знаетечто вы храм Божийи Дух Божий живет в васЕсли кто разорит храм Божий,того покарает Богибо храм Божий свята этот [храм] – вы» (1 Кор. 3, 16–17). Человек – храм Божийи в нем живет Святой ДухКто такой Дух СвятойБог!

3. Есть ряд текстовкоторые говорят о Божественности Святого Духаи мы увидим

этоесли проследим параллельные места:

апервый отрывок – из Деяний«Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим

через пророка Исаиюпойди к народу сему и скажислухом услышитеи не

уразумеетеи очами смотреть будетеи не увидите» (Деян. 28, 25–27). Это цитата

из 6-й главы Книги пророка ИсаииВ Евангелии сказаночто это Христос сказала

у пророка Исаии – что это сказал Дух Святойследовательночто это общее

Откровение Троицы;

бтакое же параллельное место в послании к евреям«[О сем]

свидетельствует нам и Дух Святыйибо сказаноВот заветкоторый завещаю

им после тех днейговорит Господь [Иегова]вложу законы Мои в сердца ихи в

мыслях их напишу ихи грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 10, 15–17). Это цитата из Книги пророка Иеремии(Иер. 31, 33–34). Кто говорит здесь?

Дух Святой свидетельствуетОн же есть Иегова.

в«Почемукак говорит Дух Святыйнынекогда услышите глас Егоне

ожесточите сердец вашихкак во время ропотав день искушения в пустынегде

искушали Меня отцы вашииспытывали Меняи видели дела Мои сорок лет»

(Евр. 3, 7–11). Здесь ссылка на 94-й псалом (Пс. 94, 7–11). Точто в Псалтыре

приписывается Иеговев Новом Завете приписывается Духу Святому.

4. Есть огромное количество мест в Священном Писаниигде говорится о Духе

Святом как об обладающем свойствами Бога.

а«Земля же была безвидна и пустаи тьма над бездноюи Дух Божий

носился над водою» (Быт. 1, 2). Святой Дух творит.

б«Словом Господа сотворены небесаи духом уст Его – все воинство их»

(Пс. 32, 6).

 

Дух Святой вездесущий.

Об этом говорится в Книге Псалмов«Куда пойду от Духа Твоегои от лица Твоего

куда убегуВзойду ли на небо – Ты тамсойду ли в преисподнюю – и там ТыВозьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меняи удержит меня десница Твоя» (Пс. 138, 7–10).

 

Святой Дух все знает (всеведущий).

1. «Дух все проницаети глубины Божии» (1 Кор. 2, 10).

2. «Когда же приидет ОнДух истиныто наставит вас на всякую истинуибо не

от Себя говорить будетно будет говоритьчто услышити будущее возвестит вам» (Ин. 16, 13).

 

Дух Святой – источник чудес.

1. «Все же сие производит один и тот же Духразделяя каждому особокак Ему

угодно» (1 Кор. 12, 11).

2. Дух Святой сопутствовал Христу при творении чудесХристос сам говорилчто

Он в Духе Святом«Если же Я Духом Божиим изгоняю бесовтоконечнодостигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12, 28).

 

Дух Святой ставит пастырей Церкви во епископов. «Итак внимайте себе и всему стадув котором Дух Святый поставил вас блюстителямипасти Церковь Господа и Богакоторую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28).

 

Дух Святой имеет власть отпускать грехи.

«Сказав этодунули говорит импримите Духа СвятагоКому простите грехи,

тому простятсяна ком оставитена том останутся» (Ин. 20, 22–23).

 

Святой Дух возрождает людей для Бога.

1. «Иисус отвечалистинноистинно говорю тебеесли кто не родится от воды и

Духане может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

2. «Он спас нас не по делам праведностикоторые бы мы сотворилиа по Своей

милостибанею возрождения и обновления Святым ДухомКоторого излил на нас

обильно через Иисуса ХристаСпасителя нашегочтобыоправдавшись Его благодатьюмы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3, 5–7).

3. «Или не знаетечто неправедные Царства Божия не наследуютНе

обманывайтесьни блудникини идолослужителини прелюбодеини малакиини

мужеложникини ворыни лихоимцыни пьяницыни злоречивыени хищники – Царства Божия не наследуютИ такими были некоторые из васно омылисьно освятилисьно оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6, 9–11).

 

Дух Святой открывает Святое Писание (дает людям Слово Божие).

1. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческойно

изрекали его святые Божии человекибудучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 21).

2. «Все Писание богодухновенно и полезно для научениядля обличениядля

исправлениядля наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16).

Святитель Василий Великий говорил так: «Как Дух Святой может не быть Богом,

если Писание Его богодухновенно

 

Дух Святой участвует в зачатии Христа.

«Ангел сказал Ей в ответДух Святый найдет на Тебяи сила Всевышнего осенит

Тебяпосему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35).

 

Дух Святой влечет Христа на гору искушений. «Немедленно после того Дух ведет Его в пустынюИ был Он там в пустыне сорок днейискушаемый сатаноюи был со зверямии Ангелы служили Ему» (Мк. 1, 12–13).

 

Святой Дух участвует в воскресении Христа из мертвых.

В послании к Евреям сказаночто Христос «Духом Святым принес Себя

непорочного Богу» (Евр. 9, 14).

Это значитчто Святой Дух участвует в воскресении Христа из мертвых.

Дух Святой участвует в воскрешении тел.

1. «Если же Дух ТогоКто воскресил из мертвых Иисусаживет в васто

Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим,

живущим в вас» (Рим. 8, 11).

2. Об этом же говорит Книга Псалмов царя Давида«Пошлешь дух Твой 

созидаютсяи Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 30).

 

Духа Святого мы прославляем вместе с Отцом и Сыном.

1. Самый яркий пример – Крещение (во имя Отцаи Сынаи Святого Духа) –

означаетчто мы Святому Духу служим с Отцом и Сыном – вместе.

2. «Если злословят вас за имя Христовото вы блаженныибо Дух СлавыДух

Божий почивает на васТеми Он хулитсяа вами прославляется» (1 Петр. 4, 14), темы всегда прославляем Святого Духа (как и предсказывал апостол Петр).

3. Апостолы прославляли Святого Духа вместе с Отцом и Сыном«По предведению Бога Отцапри освящении от Духак послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христаблагодать вам и мир да умножится» (1 Петр. 1, 2).

4. Так же о сопричислении Духа Святого к Отцу и Сыну говорит апостол Павел во

втором послании к Коринфянам«Благодать Господа нашего Иисуса Христаи любовь Бога Отцаи общение Святого Духа со всеми вамиАминь» (2 Кор. 13, 13).

5. Апостол Павел клялся именем Духа Святого«Истину говорю во Христене лгу,

свидетельствует мне совесть моя в Духе Святомчто великая для меня печаль и

непрестанное мучение сердцу моемуя желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моихродных мне по плотито есть Израильтян» (Рим. 9, 1–4). Он клянется Духом Святыма клятва является проявлением служения истинному Богу.«ГосподаБога твоегобойсяи Ему [одномуслужии Его именем клянись» (Втор. 6, 13).

 Бытие Духа Святого от Отца.

1. Самое главное указание на точто Дух Святой имеет бытие от Отца – Евангелие

от Иоанна«Когда же приидет УтешительКоторого Я пошлю вам от ОтцаДух

истиныКоторый от Отца исходитОн будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26).

О том же говорится и в Символе Веры: «…от Отца исходящего».

2. «Утешитель жеДух СвятыйКоторого пошлет Отец во имя Моенаучит вас

всему и напомнит вам всечто Я говорил вам» (Ин. 14, 26). Он называется Духом Отца и Духом Сына – называется по единосущиюпотомучто Он открывает СынаДух Святой называется Духом Сына потомучто открывает СынаИ по причине тогочто Он единосущен СынуНо бытие Он имеет от Богапоэтому и говорится в первом послании к Коринфянам«Но мы приняли не духа мира сегоа Духа от Богадабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2, 12).

3. «Дух от Бога» – так называет Его царь Давид«Словом Господа сотворены

небесаи духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32, 6).

Таким образому нас получается следующее:

– Духот Отца исходящий в вечностиот Сына подается.

– Сын посылает Духа Святого в мир.

– Сын открывает Духа Святого.

– Сын дает силу Святого Духа.

– Слава Отца (благодать Отцаподается через Сына в Святом Духеили от Отца и Сына в Святом Духе.

– Вечная освящающая сила Отца подается через Сына в Святом Духе.

– Святой Дух есть «обетование Отца» (обещание Отца), потому что Отец обещал

Духа Святого излить на всякую плоть.

4. Искупление Кровью Господнейвоскресение из мертвыхвознесение на Небеса – это условия сошествия Духа«Сие сказал Он о ДухеКоторого имели принять верующие в Негоибо еще не было на них Духа Святагопотому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 39).

 

Несостоятельность аргументов против Святой Троицы.

Сектанты приводят следующие цитаты из Священного Писания.

1. «Господь имел меня началом пути Своего» (Прит. 8, 22). Этот аргумент очень

старыйего использовали еще арианеи нынешним сектантам его использовать сложнохотя они продолжают это делатьВ переводе семидесяти (Септуагинтенаписано:

«Господь создал Меня началом путей своих». Опираясь на эту цитатуони утверждаютчто «премудрость создана». Но еще святитель Василий Великий заметилчто слово «создал» – не обязательный перевод еврейского словаУ нас используется более точный перевод – «имел». Кроме того – и это главное – слово «создал» православные Отцы Церкви относили к человеческой природе Христапотому что Христос – начало пути Боганового пути.

2. Второй отрывоккоторый всегда использовали и используют до сих пор наши

оппонентывыступающие против божественности Христа – из Евангелия от Иоанна«Вы слышаличто Я сказал вамиду от вас и приду к вамЕсли бы вы любили Менято возрадовались бычто Я сказалиду к Отцуибо Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28). В каком смысле Христос говорит «Отец более Меня»? По человеческой природе!

Передвижениеперемещение кому свойственноЧеловекуно не БогуСравните эти слова Христа со словамисказанными Им же«Никто не восходил на небокак только сшедший с небес Сын Человеческийсущий на небесах» (Ин. 3, 13). В словах Христа «Отец более Меня» большинство Отцов Церкви усматривали и еще один смысл. «Отец более Меня», потому что Он источникпервопричинаМонархия ОтцаСын от Отцаа не Отец от СынаСын рождается из вечности от ОтцаОтец больше Его как причинано не больше Его по природеСын равен Отцу по Божествуи об этом говорил Господь«Я в Отце и Отец во Мне» Ин. 14, 11), «всечто имеет Отецесть Мое» (Ин. 16, 15). И апостол Павел в послании к Филиппийцам говорит так«Он,будучи образом Божиимне почитал хищением быть равным Богу» (Фил. 2, 6). Не нуждался в воровствечтобы быть равным БогуЕсли мы обратимся к греческому оригиналуто увидимчто в соответствии со

славянским словом "образупотреблено не "эйкон" – изображение (хотя изображение Отца и называется "икона" – "эйкон"), а"морфе", те. "формаБога (по-латыни так и будет – forma). Форма – это прямое указание на единосущие.

3. Очень часто используется цитата из Апокалипсиса«Так говорит Аминь, свидетель верный и истинныйначало создания Божия» (Откр. 3, 14). В каком смысле Сын – начало создания БожьегоКак ТворецконечноНе первое создание Божиеа начало.

4. «Который есть образ Бога невидимогорожденный прежде всякой твари»

(Кол. 1, 15). Свидетели Иеговы говорятчто «рожденный» значит «созданный». Да,

конечно жерожденныйНа самом деле аргументация иеговистов выработана даже не против католикова против протестантов.Протестантское богословиехотя и признает божественность ОтцаСына и Святого Духано радикально отличается от католического и православного богословияи даже от лютеранского и англиканскогоЕсть феномен «радикального протестантизма», он еще называется евангелическое движениек нему относятся евангелическиебаптистскиехаризматические церквиВ XX веке протестанты стали отказываться от догмата о вечном рождении Сына БожияОни стали утверждатьчто этот догмат – оригеновское изобретениечто на самом деле учения о вечном рождении Сына Божия и сущности Отца никогда не былоСын Божий – из вечности Слова Отца (Слово существует рядом с Отцом), но сказатьчто Сын рождается от Отца,

нельзяи Сыном Он стал называться с момента воплощенияИ именно против этого евангелического движения направлена аргументация Свидетелей Иеговыпротив православных она не работаетМы говорим: «ДаконечноОн рожден от Отца прежде всякой твари – все правильно» и продолжаем«Ибо Им создано всечто на небесах и на землевидимое и невидимоепрестолы лигосподства линачальства ливласти ли, – все Им и для Него созданои Он есть прежде всегои все Им стоит» (Кол. 1, 16).Рожденный прежде всякой твари иконечноне сотворенныйНаписано «сотворенный»? ГенезисПротогенезисНаписано«перворожденный». Он первородный – между многими братьямиОн рожденныйа все остальные рождаются от воды и Духа Святого как Его младшие братьяМыправославные – братья Божииэто чистая правдаПервенец среди нас – ХристосОн не стыдится называть нас братьямиговоря: «Возвещу имя Моебратиипосреди Церкви».

Итакперворожденный – даНо не сотворенный!

5. Еще один тексткоторый используется сектантами против учения о Пресвятой

Троице – из Евангелия от Марка«О дне же томили часеникто не знаетни Ангелы небесныени Сынно только Отец» (Мар. 13, 32). Мы должны помнитьчто сказано не «Сын Божий», а просто «Сын» потомучто незнание того дня и часа обусловлено рамками человеческой природыБольшая часть Отцов считаличто Бог ограничил для нас знание в педагогических целях чтобы не углублялиськуда не надоЧто касается знания дня и часапомнитечто Евангелие говорит«ГосподиТы все знаешь»(Ин. 21, 17) и «В последние дни сии говорил нам в СынеКоторого поставил наследником всегочрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1, 2). Если века сотворены Христомнеужели Онкак Богне знает конца этих вековДля простоты разговора с сектантамиможно сказатьчто речь идет об ограниченности Христа в знании по человеческой природеибо у Христа два

умабожественный и человеческий (но самосознание одно).

6. В Евангелии есть указание на точто Христос молилсяСектанты говорятчто не

может Бог молитьсяОднакопо святому Иоанну Дамаскинумолитва – это обращение ума и сердца к БогуРазве к своему Отцу Христос не может обратитьсяОтец и Сын – разные Личностиноконечно жеХристос молился как человекМы знаем случаикогда Христос молилсяпрославляя Отца своего«Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лк. 10, 21). Но мы знаем и о просительных молитвах«Душа Моя теперь возмутиласьи что Мне сказатьОтчеизбавь Меня от часа сегоНо на сей час Я и пришел» (Ин. 12, 27), или «Авва Отчевсе возможно Тебепронеси чашу сию мимо Меняно не чего Я хочуа чего Ты» (Мар. 14, 36). Здеськонечно жеХристос говорит как человекИисус – и Боги человекМы знаемчто Христос сотворен по человеческой природеИ мы знаемчто Он не сотворен по Своей Божественной природеОн сотворен как человекне сотворен как Бог.

7. Что касается Духа Святогообычно сектанты борются не с божественностью

Святого Духа (хотя они Ее не признают), а с Его личностьюНо если все-таки заходит речь о томчтобы отрицать Его божественностьчасто ссылаются на слова Евангелия от Иоанна«Все чрез Него начало бытьи без Него ничто не начало быть,что начало быть» (Ин. 1, 3). Следовательноговорят ониДух Святой сотворенВ чем ошибка?

 А никто не сказалчто Он начал бытьЧерез Слово все начало бытьВ тексте сказано «Через Него (через Словочерез Христа)все начало бытьи без Него ничто не начало быть»но это не конец фразыдалее сказано «что начало быть». Речь идет не о том,что все без исключения созданоа о томчто имело началоЕсли следовать логике сектантовможно продолжитьраз мы говоримчто всечто вообще существует (без исключения), начало быть через СловозначитСам Отец тоже сотворен Словом.Предварительно требуется доказатьчто Дух Святой имеет начало и поставить под сомнениечто Он Дух Божий.

Тогда получитсячто когда-то Бог был бездушнымИ если никогда не было Сынато Бог был бессловеснымЕсть Дух Отца,Дух БогаОн ЛичностенОн животворящОн сам открыл себя человекам.

 


Назад к списку