Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь - Беседы о страстях. О зависти.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Бузулукская епархия, Бузулукское благочиние

Свято-Тихвинский Богородицкий женский монастырь

по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия

Объявления

  • Библиотека
  • 16 Февраль 2017
  • Каждую субботу с 9.00 до 12.00 при монастыре работает библиотека

  • Просьба о помощи
  • 24 Октябрь 2016
  •  Карта Сбербанка 4276460013808097

Все объявления

Беседы о страстях. О зависти.

О грехе зависти

 Когда мы с вами читали недавно канон преподобного  Андрея Критского, там перечисляется много грехов, в которые впадают люди и мы укоряли себя, что мы подобны грешникам, не подобны праведникам. И в частности  мы вспомнили там историю, про Иосифа Прекрасного, которому позавидовали братья и по зависти избили его, а потом и продали в Египет, но Господь возвысил его и сделал его царем над Египтом...

Сегодня мы будем разбирать этот грех зависти, который очень распространен, но он хорошо маскируется. Маскируется он под благовидным предлогом борьбы за правду, за социальную справедливость, чувство недовольства своим положением. Человек, у которого чего-то нет говорит: «Почему ему можно, а мне нельзя? Где справедливость?» Это конечно проявление страшного греха зависти, который губит сердце человека.

 Перед тем как мы этот грех будем анализировать, я прочитаю небольшой отрывочек из книги Притчей царя Соломона(23,6-9): « Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми явствами его; потому что, каковы мысли в душе его, т аков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно. В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные  слова твои.»

 Первое, что хотелось бы сказать о грехе зависти – это один из трех грехов, который принадлежит лично Сатане. Мы с вами знаем, что Сатана согрешил первым грехом это гордыней, он возгордился против Бога, и решил, что может быть равен Богу, второй грех его был - это зависть. Он позавидовал новосозданному человеку и завистью дьявола в мир вошла смерть. Он позавидовал человеку, он совратил человека с доброго пути его, и сделал его грешником и лишил его вечной жизни. А третий грех это убийство. Потому что он таким образом причинил ему смерть.

Таким образом грех зависти это грех человекоубийственный, который является одним из самых тяжелейших грехов. Апостол Павел в послании к Галатам говорит такие слова: « Дела плоти известны, они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть гнев, распри, разноглася. (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.(Гал. 5,19-21)»  То есть  апостол говорит, что никакой завистник не наследует Царствия Божия, не случайно из семи смертных грехов седьмая глава этого великого дракона – это зависть. Которая, как говорит Василий Великий, есть скорбь человека о благе ближнего. Зависть есть страшное убивающее состояние - человеку плохо, когда другому хорошо. И наоборот ему хорошо, когда другому плохо.

 Говоря о зависти, мы должны понять из чего она рождается, она рождается  из того, что человек считает, что он есть нечто немаловажное,  т.е.  рождается из гордыни, и рождается из того, что человек чувствует, что он имеет некие права, и эти права поруганы. Зависть очень часто прикрывается тем, что «все должно быть по справедливости». А справедливость должна быть какая? То что другому не должно быть лучше, чем мне. Это чувство справедливости  оно на самом деле фальшивое. Истинная справедливость говорит так:- Пускай добрый получит доброе, а злой получит наказание. Но чувство справедливости дьявольской говорит так: - Пускай всем будет плохо!  Поэтому и говорит Василий Великий: «Завистливому как избежать наказания, который уготован для самого сатаны?» Никак! Помните, что есть грехи которые уподобляют нас животным, например блудник получит наказание свойственное блудникам, но самое страшное наказание будет дано в аду гордецам и завистникам.

 Одно из первых средств, чтобы избежать зависти – нам необходимо разобраться - с кем мы общаемся. Зависть грех заразный. Как говорят: « С кем поведешься – того и наберешься». С завистниками общаться нельзя, поэтому как говорит Библия, нужно не садиться с такими людьми за стол, убегать от них, не общаться с ними, надо пересматривать свои дружеские отношения. Очень важно смотреть с кем дружит человек. Если он дружит с завистником – все, он должен считать, что он пропал. Потому что завистник гарантированно изуродует ему жизнь. Он изуродует ему все и или сам заразит его завистью. Или ввергнет его в пучину греха – в отчаяние. Потому что завистники очень часто стараются человека втолкнуть в зло.

 Итак, что есть зависть? Как мы уже сказали, это скорбь человека о благе ближнего, или как говорится в Притчах царя Соломона: «... если доброе слово умягчает сердце человека, то зависть, как гниль для костей его». Зависть действительно гноит самые глубины человека, она как гниль изнутри живущая в человеке. Поэтому Василий Великий говорит так: « Другой страсти более пагубной, чем зависть и не зарождается в душах людей». Представляете? Блуд лучше чем зависть. Гнев лучше чем зависть. Даже алкоголизм лучше чем зависть! Потому что все эти страсти легче лечатся, чем это страшное бесовское состояние. Не случайно Библия запрещает врачевать завистников, она говорит о том, что завистники должны быть просто изолированы от общества.

Недаром в сотом псалме который мы на первом часе читаем, сказано. Что у человека, у кого ненасытные очи, Я с такими не садился вместе есть, т.е. Библия не дает человеку право даже он должен быть огражден от всех остальных людей стеной необщения. Он не должен общаться с людьми, потому что такой человек он вбрасывает людей в состояние осуждение, злобы, ненависти и т.д., потому что в состоянии зависти все эти грехи рождаются. Василий говорит: « Зависть меньше вредит посторонним, она первое домашнее зло тем, кто имеет её». Сначала зависть вредит себе самому, завистник вредит себе больше всего. Точно сказал Василий. Как ржавчина разъедает  железо, так зависть душу. Ехидна, говорят, что когда рождается, прогрызая у рождающих утробы, так и зависть обыкновенно пожирает душу, которая ею мучается.

 Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Вот точное выражение.  Запомните его! Скорбь о благополучии ближнего. Как только тебе стало плохо, когда другому хорошо, знай, что это зависть нашла на тебя, это на тебя подуло черное дыхание сатаны, который  хочет человека таким образом погубить. Если ты не можешь найти в словах, в учении, в поведении рядом находящегося с тобой человека ничего доброго, знай что зависть сожрала твою душу, это первейший признак злобной и завистливой души, которая ничего доброго в других не видит. Это очень важно, потому что многие сейчас живут по принципу – как бы обгадить других. Действительно, одна писательница современная сказала, что сейчас лозунг у современных критиков какой, на все что высокое подойти, как собачка пописать. Посмотрите что в Интернете делается, кто читает, да? Или как в газетах так делается. Это все дитя зависти, которая прикрывается какими то высокими словами. Но, смотрите какой интересный момент, что те люди, которые успешны, даже психологи говорят, он никогда не будут гадить на других людей. Чем более человек талантлив, чем больше человек делает добро, тем меньше он завидует. Потому что доброделание и зависть вещи несовместимые. Это действительно очень важная вещь. Поэтому и говорит Василий, что у завистливого человека никогда не будет недостатка в печали или огорчении. Завистник всегда печальные и всегда огорченные. Знаете есть люди такие мрачные, нытики, ничем не довольные. С чем это связано? А с тем, что они завистники. Человек который завидует он никогда не бывает довольным. Это понятно: урожай ли у кого-нибудь на поле у ближнего, дом ли изобилует всем необходимым для жизни, или нет у кого недостатка в радости, все это пища болезни. Все это увеличивает страдания завидующего. Потому он ничем не отличается от человека, который голый, и в которого все стреляют – завистники они ходят как люди с содранной кожей. Любое прикосновение – все: «У него есть, а у меня нет! Как же так! Как можно? Что же это такое?Почему ему дают, а мне не дают, как же это возможно». Поэтому и говорит дальше Василий: « Мужествен ли кто или хорошо сложен телом, это поражает завистника, красив ли кто лицом – это новый удар завистнику. Такой-то превосходит душевными преимуществами, обращает на себя взоры, превосходит своим благоразумием и красотою слова – это вызывает зависть и ненависть.

Кто-то богатый, славится щедростью в подарках и любит общаться с нуждающимися, многие его хвалят, и это все удары и раны наносимые в самое сердце завистника. Вот именно такая вещь.

 Что делает завистник? Завистник пытается во всяком человеке найти такое зло. Как дальше скажет Василий Великий: «Любящий Бога похож на пчелу, которая летает и ищет цветы, так и завистник как муха стремится на навоз». Да, практически нет человека, который жил бы и не согрешил, один Бог без греха, и поэтому для завистника всегда найдется пища – он обязательно найдет гадость. Знаете, говорят, и на солнце бывают пятна, именно поэтому завистникистараются обязательно испачкать кого-то. Не могут жить без того, чтобы другого человека каким то образом не осудить. Понятно что можно найти грех у любого человека, но завистник кроме греха ничего не видит. Вот в этом граница. Видите, да? Если человек видит и добро и зло в человеке, он пытается как-то объективно посмотреть на человека, хотя конечно нужно смотреть больше на добро, чем на зло вообще всегда, но завистник смотрит только на зло. Если он не может сказать доброго слова ни про кого, значит он обуян страшной бесовской страстью. Но самое мучительное в этой болезни, что завистник не может открыть её. Хотя он потупляет глаза, ходит унылый, смущенный, жалуется, он погиб во зле, однако когда спросят его о страдании, он стыдится назвать и сказать о своем несчастье, сказать: «Я человек завистливый и злой. Меня сокрушает совершенство близкого друга. Я сетую о благодушии брата. Я не могу видеть чужих совершенств, напротив того, благоденствие ближних я считаю для себя несчастьем». Так он сказать не может. Так надлежало бы ему сказать, если бы он захотел говорить правду. Но поскольку он не хочет высказывать свое слово, то зло и болезнь остаются неисправимыми внутри его сердца. Интересно, замечено, что если человек скажет прямо: «Да, я завистник», то ему станет легче. Почему легче? Потому что гнойник на душе, он раскроется. Зло не терпит света. Есть такие бактерии, которые умирают от света. Так вот и зло – раскрываемое, он выливается наружу, и человек, видя его отвратительность, отскакивает от него сам.  Но когда человек лжет сам себе, а завистник, лжет себе всегда, то зло оно уходит в нем все глубже и глубже, разлагает его и убивает человека. И как дальше говорит св. Василий: « Поскольку человек не может признаться даже сам себе, что он завистник, он не может получить лекарство от Писания, которое дает много лекарств, для того чтобы избавится от зависти».

 Какие например лекарства. А очень простые. Завистник, например, может сказать: «Ну, раз я завистник, значит на кого я похож? Похож на Христоубийц. На Анну и Каиафу и первосвященников и книжников народных, потому что Христа они предали из-за чего на смерть? Из-за зависти! Из-за чего Каин убил Авеля? Из-за зависти!» И человек такой начинает понимать на кого он похож. Он начинает вспоминать, ка царь Давид бежал от Саула, почему? Потому что Саул завидовал ему. Завидовал, потому что он победил иноплеменника; плохо ли, что разбита была армия (врага)? Хорошо, так ведь? Саул должен был радоваться, но он говорил: «..как? Поют Саул победил тысячу, а Давид десятки тысяч!» Он даже пытался многократно убить его. И зависть настолько страшное чувство... Помните, когда мы читали книгу Царств – когда Давид, даже многократно получая возможность убить Саула, когда он оказался в пещере вместе с ним, когда он прокрался к нему в шатер, он его щадил, а Саул только усиливал свое зло. А потом Господь отвернулся от него навсегда, и произошло так, что он погиб навсегда, навечно. Видите, даже эти примеры, они как помогают человеку? Легко ли человеку сказать: « Да, я как Христоубийца, я как Каин, я как дьявол». Приятно ли человеку вот так по-честному сказать? Согласитесь - очень не приятно. И если бы человек сказал так, он бы возбудил в своем сердце ненависть к зависти, он бы занялся оплакиванием себя самого, ему бы некогда было завидовать. Да какая справедливость, когда я на Дьявола похож? Я тяну на самое нижнее дно ада. Представляете, да? Но человек этот так не думает. Вот интересно  Илия Минятй говорит так; помните известная история про богача и Лазаря? Почему богач хотел, чтобы ему омочили кончик языка? Понятно, что он больше всего страдал от недостатка пищи, так как он привык наслаждаться. Но Илия Минятий прав, когда он говорит : « Вот смотрите, когда находишься весь в аду, в огне, полностью охвачен огнем, когда огонь внутри тебя, чем тебе поможет капелька воды? Да ничем не поможет. Тут и реки мало будет. А он просит, чтобы хотя бы капельку ему дали. Зачем ему это нужно? А все дело в том, что он завидует Лазарю, который находится в недре Авраама, вот, чтобы хотя бы на короткое время Лазарь к нему попал. Знаете, как говорят завистники: « А вот ты поживи, как я, ты попробуй, как я, я посмотрел бы как бы ты поплясал бы тут у меня». Слышали, да. И второе, когда богач видит, что у него ничего не получается, он говорит: -Ну, хотя бы пошли его в дом ко отцу моему. Зачем? Что бы Лазарь хотя бы так с лона Авраама ушел, из этого блаженства ушел, вернулся бы опять в этот мир. Лишь бы только Лазарь не получал удовольствие, в этом радость богача, что бы человек лишился радости райской; заметьте, он не просит в рай попасть, не просил даже облегчения, ему главное, чтобы другой вместе с ним помучился, понимаете? Вот страшное свойство зависти, которая готова мучится сама, но и мучить всех, лишь бы другому плохо было. Поэтому и говорят св. отцы, что плакать с плачущими – это не самая высшая добродетель. Понимаете? Завистник охотно будет плакать с плачущими.  Многие люди говорят: « Какой я завистник, какой я злой. Вот человеку плохо, я вместе с ним поскорбел, поплакал, пожалел его». На самом деле ты этим потешил свою зависть, человек радуется, что другому стало плохо. Прикрывает, конечно это слезами, умилением, начинает хвалить человека, чтобы другому еще усугубить зло. Василий Великий пример такой приводит: у кого-то умер ребенок, приходит завистник и говорит: «Какой он у тебя был хороший, какие на него были надежды! Какой был замечательный», а если бы этот ребенок был бы жив, то завистник поливал бы его грязью с ног до головы. Но завистнику ненавистно, когда кто-то начнет искренно жалеть этого человека, потому что тогда его страсть будет неутолима. И он начинает ругать, поливать помоями сострадающего.

  Он ждет одного утешение в своем  бедствии: видеть кого нибудь в падении. Один предел ненависти – увидеть, что возбуждающий зависть из счастливого стал несчастным. Возбуждавший соревнование  - сделался жалким. Правильно говорят Илия Минятий и  св.Киприан Карфагенский говорят очень интересную  вещь: во всех грехах есть какое-то удовольствие. В тщеславии прославили – ему немножечко приятнинько стало, блудник –тоже испытывает удовольствие, человек поел вкусненького – приятно, человек сребролюбивый денежек заработал – хорошо на душе стало. То есть во всех этих грехах есть момент удовольствия, а вот в зависти никакого удовольствия нет. Завистнику никогда не хватит ничего. Он порадовался падению ближнего, а видит, что другой еще не упал рядом. Его пожирает злоба, ненависть, он говорит: «Мне плохо, как другому может быть хорошо? Это завистники придумали тот аргумент, что Бог не может сделать так, чтобы одни были в аду, а другие в раю: «Как же так, праведники будут в раю, а другие в аду будут мучица». Слышали такой аргумент? Против вечных мук. Это лозунг собаки на сене. Если я будут мучатся, пускай и другие помучаются. Но это ошибка. Праведникам будет хорошо несмотря на мучения грешников. Никаким образом мучения грешников не уменьшат блаженства праведников. И это правильно и справедливо, как бы не считали завистники и правдолюбцы, что это неправильно. «Правдолюбцы» в фальшивом смысле. Потому что к правде это не имеет никакого отношения. Правда предполагает должное возмездие, а завистник говорит хочу, чтобы по-моему было. А по-моему – чтоб всем плохо было. Почему Дьявол хочет всех погубить? Знаете? Не потому, что ему от этой гибели станет легче, и не потому, что он сможет после конца мира властвовать над грешными душами, над  погибшими людьми. Нет, мы с вами знаем, что и Дьявол и грешники будут связаны по рукам и ногам. Что в вечном огне ни Дьявол, ни грешники не смогут издеваться друг над другом. Они будут в полном вечном одиночестве, во глубине бездны. Но дьявол «утешает» то, что не один он будет мучится, с ним тоже будут мучится. Вот это и есть дьявольская справедливость. Именно поэтому он сбивает людей, и в этом проявляется зависть дьявольская. Поэтому говорит здесь Василий: «Что же может быть пагубнее этой болезни? Это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу». Видите какие страшные слова он подбирает? Зависть – прямое богоборчество. Услышите все правдолюбцы, которые скорбят о благе ближнего. Услышите все те, которым плохо что мимо вас люди на шестисотых мерседесах ездят. Чем вы занимаетесь? Вы воюете против Бога, вы становитесь дьяволоподобными людьми, понимаете? Здорово? Хотите так быть? Потому что это воистину дьявольское состояние. Кто виновника зла – демона –вооружил на сражение против человека? Не зависть ли? Завистью явно изобличил себя настоящий Богоборец. Понятно? Такая хорошая поговорочка-справедливость. Заметьте как точно проявилась. Помните при коммунистах: коммунисты были и богоборцами и борцами за права униженных и оскорбленных. Некоторые говорят – дак это же противоречие. Никакого противоречия нет – это одно и тоже. Помню такой анекдот, когда спрашивают: -У нас нет богатых, а другой говорит: - А я думал, что при коммунизме не должно быть бедных. Вот, на самом деле точное описание зависти. Зависть, когда человек хочет, чтобы лучше все бедными были, чтобы все нищими были. Чтобы все были равны в смерти, а не получили каждый добро на своем месте.

 Чувство правды вложено в человека. « Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся». Но это чувство правды, его искажает зависть. Нужно искать праведности, а люди ищут СВОЕЙ правды. Недаром о. Паисий Афонский сказал: «Выбирай –или правда твоя, или правда Божия». И совместить их нельзя, невозможно. Правда человека и правда Бога – это взаимоисключающие вещи. Потому что как говорит современная безбожная поговорка – правда у каждого своя, а истина одна, но она недостижима. А мы говорим: Истина достижима – это воля Божия. Она нам известна.

 И дальше говорит Василий Великий: «Завистником оказался и Каин, первый ученик дьявола, научившийся у него и зависти и убийству. Этими родными между собой беззакониями, которые соединил Павел, сказав: «исполнен зависти и убийства». Родные близнецы – братья, причем не в переносном смысле. А в прямом. Поэтому и говорит апостол Павел в своем послании к Галатом: « Смотрите, вы друг друга угрызаете и съедаете, как бы вам не быть уничтоженными друг другом. Вот к этому зависть приводит.

 Зависть – это учитель богоборства, мать человекоубийства, нарушение естественного порядка, забвение собственного родства. Бедствие самое неописанное. А что не так? В обычной жизни разве не бывает такого: между родными страшная зависть? Бывает. Здесь говорит Василий Великий: «Заметь, зависть близка дружбе – человек не завидует далеким людям»...Очень редко попадутся люди, которые бы завидовали Бараку Обаме, так? Хотя президент правительства самой крупной в мире страны, самой сильной страны! Однако же не завидуем как то. А завидуем мы кому? Близкому, родному! Как Василий Великий говорит: «Скиф не завидует египтянину и египтянин скифу».

Мы с вами жителям Новой Гвинеи тоже не завидуем... Мы завидуем только близким, кто живет рядом, понимаете? Вот им мы с вами завидуем. Потому что зависть паразитирует на дружбе, при этом прикрывается этой же дружбой. Заметьте, как она говорит: « А я почему ему завидую? Ну потому что я же добра ему хочу! Поэтому я ему гадости вылью полный ушат! Но он же должен знать какой он мерзавец. Если я ему не скажу, так никто и не догадается, что он гаденыш такой редкостный!» Господь сказал - Враги человеку кто? Домашние его. Не сказал враги человеку внешние гонители, а именно домашние. Именно они из зависти дьявольской начинают заниматься истреблением людей. И при этом говорят: « Что я ему буду завидовать? Он же мой муж/она же моя жена. Он же мой брат/сестра. Что ему завидовать?» а вот им-то и завидуют. Завидуют сослуживцам, завидуют на приходе, тем кто рядом. Вот им то и завидуют. И это конечно страшное явление. Видите какие прикрытия страшные у зависти есть? Действительно гниль внутри, гниль костей. Правильно сказал Соломон. И не даром даже Рахиль позавидовала кому? Лии позавидовала, потому что у неё не было детей.

 И дальше спрашивает св. Василий Великий: « От чего же ты скорбишь человек? Когда ты ничего худого не потерпел. Тебе-то ничего плохого не сделали. Почему же ты идешь войной против человека, который имеет у себя немножко блага и не сделал ущерба тебе своим благом. Если даже тебе дают блага, ты негодуешь и собственной своей выгоде завидуешь?» А ведь так и бывает. Как часто люди особенно сильно завидуют тогда, когда им делают добро. Поэтому и возникла поговорка: « Не делай добра – не получишь зла» И каждый из вас на себе это уже наверное проверил. С чем это связано? С тем что человек облагодетельствовал завистника. Поэтому и говорит Соломон- бегите от завистников, не трогайте их, не дарите им подарков, не общайтесь с ними, не здоровайтесь с ними, удаляйтесь от них, не выходите за них замуж/ не женитесь, не дружите с ними, обороняйтесь от них, потому что они хотят сожрать вас под предлогом дружбы. Помните слова в Псалтири: « Умякнуша словеса их паче елея и та суть стрелы»? как это перевести на русский? Уста их мягче масла, а под ними скрыты бритвы. Вот так и бывает, человек сначала мягкий, а потом раз! И резанет. Вот в этом особенность завистника. Он из под тишка бьет, он бьет в самое сердце. Он близкий человек. Никто не может ударить так, как близкий. Такие люди будут наказаны тем, что он сойдут во ад живыми. Так и было когда возникло восстание на Моисея, на него восстали Корей, Дафан и Авирон. Они говорили: «Все святы, все священники, что вы тут из себя сделали?» И тогда Моисей сказал: «Боже не слушай их, потому что я их не обокрал», потом он повернулся к народу и сказал : « Послушайте, меня вы люди, вот если эти люди сейчас умрут на ваших глазах просто, как обычные люди, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их...и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа». И немедленно открыла земля уста свои и они живые сошли во ад. Вот Божия кара завистникам – они не удостоились даже телесной смерти... Какое страшное наказание, какой гнев и ярость Бога по отношению к завистникам.

 «Зависть есть самый непреодолимый род вражды.- Видите, как говорит Василий, зависть нельзя победить ничем.- Других недоброжелателей делают несколько кроткими блага»... Вовремя красиво данный подарок смягчает гнев властелина.  Я по своему опыт могу сказать, у меня был случай, когда шла речь о моем рукоположении в священный сан, у меня были очень плохие отношения с моим настоятелем. Я был дьяконом, а настоятель там просто ненавидел всех русских, он болгарин был и у него была такая национальная ненависть. И хотя Патриарх хотел меня рукоположить, он всеми мерами мешал этому делу. Я думаю – что же сделать? Я пошел, купил хорошую бутылочку водки, купил нарезочки, хорошей рыбки, говорю: «Отец Борис, давайте сядем с вами выпьем за жизнь». Распили мы бутылочку, так хорошо посидели, душевно. Он говорит: «Отец Даниил, ты хороший мужик, давай твое ходатайство. Давай подпишу, давай я сам за тебя попрошу!» Почему? Потому что у него зависти не было, был другой вид гнева. Но эта вражда смягчается. Но если бы он был завистником, ничего бы у меня не вышло. Поэтому и говорится, что зависть самый непреодолимый род вражды.  Завистнику чем больше делаешь хорошего, тем хуже он к тебе относится. Поэтому и говорит Соломон, что бессмысленно с ним общаться.

... « Чем больше видит он благодеяний, тем больше печалиться и огорчается. Он больше оскорбляется силою благодетеля, нежели чувством благодарности за сделанное для него. Какого зверя не превосходит завистливый жестокостью своих нравов? Пса можно покормить и он делается ручным, даже льва можно приласкать, и он приручается. А завистливый еще больше свирепеет, чем больше ему добра оказывают». Кстати, насколько важно это помнить. Как часто люди пытаются решить вопросы с завистливыми подкармливая их, и что они получают? Чем больше делаешь добро, тем хуже к тебе относятся.

 Библия не дает никакого совета, как можно нам исправить завистника. Есть грехи, которые неисправимы никакими человеческими усилиями. Это гордыня и зависть – два греха; тщеславного люди могут обуздать, сребролюбца люди могут поставить на место, блудника тоже могут как-то убедить, даже пьяницу, и того могут, а завистника нет.

 Молиться можно и должно. Молитвой можно немного смягчить. Но тут уже Бог сам начинает с ними сражаться . Знайте, как Бог относится к завистникам? Как к личным врагам. Представляете? И вот когда Бог лично с завистником воевать начинает, вот это тогда очень  хорошо действует.  ===Можно просить в молитве, чтобы «вразумил какими знает судьбами», а пытаться добром( любовью) обуздать зависть бессмысленно. Это не значит , что нужно злом за зло воздавать. Апостолы запретили нам воздавать злом за зло. И Господь запретил ненавидеть обижающих нас, Господь сказал что нужно молиться за обижающих нас и творящих нам напасть; про завистников также сказано, что от человека такого нужно убегать. Поэтому и говорит Василий Великий: «Премудр был тот, кто запрещал и ужинать с мужем завистливым; под общением на ужине подразумевай в вообще всякое общение по жизни». Вот таких жестких слов мы не увидим свами почти не про какой грех. Только про зависть и гордыню, больше ни про какие грехи мы с вами такого не услышим. Не сказано, что с блудниками, с ворами так надо поступать...с убийцами не сказано, что так надо поступать, представляете, да? А про зависть сказано. Потому что легко возгорающееся вещество мы стараемся класть как можно дальше от огня (если у вас есть порох, вы не будите класть его рядом с костром, вы не будите курить на заправочной станции...), точно также нужно убегать и от завистников.

 Подобным образом не следует водить и даже дружеских бесед с завидующими. Нужно подальше ставить себя от стрел зависти, потому что не иначе можно предаться зависти, как сближаясь с ней при тесном общении. Зависть заразное чувство, заразный грех. Заметьте,  это крайне противоречит нынешней идеологии, что всех только любовью... помните, как говорит апостол Иуда? Кого-то любовью, кого-то страхом спасайте, гнушаясь даже от плоти оскверненной ризы. Он говорил это про зависть и гордыню. Еретики чем отличаются? Они ничем не довольны. А кто ничем не доволен? Завистник. Даже ереси и лжеучения рождаются из зависти. Арианская ересь как появилась? Был в Александрии один очень умный, очень образованный, крупнейший миссионер того времени пресвитер Арий. Он был великим проповедником, его собиралась слушать половина Александрии, и он претендовал на трон Александрийского Патриарха, а выбрали в Патриархи Александра. И он позавидовал ему, он стал искать в проповедях Александра повод лишь бы его очернить. И он специально стал подыскивать возможность, чтобы осудить его учение о Боге и из этого вышла ересь. Он стал учить, что Сын Божий это творение. Видите, зависть к своему сопернику привела Ария к тому, что он стал главнейшим еретиком в мире. И кончил он «хорошо». Знаете как Арий умер? Он пошел в туалет и у него кишки вывалились наружу. Таким образом Бог покарал его наказанием Иуды за грех зависти и богохульства.

 Единственно, что своеобразную похвалу можно сказать этому греху, -говорит св. Василий, - знаете какую? Что зависть причиняет больше вреда самому завидующему, чем тому, против кого она направлена.  Потому что завистник портит себя, а тот против кого она направлена, он может смирится и потерпеть. В случае, как Давид получил венцы о Бога за терпение зависти, как Иосиф был прославлен Богом в Египте –стал правителем Египта. Так зависть вредит завидующему больше, чем завидуемому. Но здесь есть опасность – Илия Минятий говорит, -помните, что часто люди по зависти стараются хорошо идущего человека столкнуть в грех. Специально подстраивают такую возможность, а очень просто. Были примеры, они есть в житиях святых, когда завистники пытались даже проституток подкладывать тем, кого они считали своими врагами, кому завидовали. Сколько случаев было, когда завистники специально спаивают людей. Человек говорит: «Вон такой-то он же хотел праведничком казаться, а вон - нажрался как свинья валяется под забором. Мы же говорили что он тут притворяется праведничком.  Ой, как хорошо- то!» Помню один мой знакомый завистник, с которым мне пришлось порвать отношения, так и говорил – единственно хорошо вот в том-то человеке(про очень хорошего человека, кстати говоря), что он напивается, а все остальное мерзость. Хотя он был благочестивым человеком, а пил исключительно потому что ему подливали специально. Этот же человек его и спаивал, а потом он же этим же и ловил. И еще был один знакомый, который жутко всем завидовал, и он других людей подбивал на блуд. Почему? Потому что он сам, будучи священнослужителем, сбежал из епархии, вместо того, чтобы заниматься делом. Сбежал от жены, заводил множество любовниц и чтобы оправдать себя говорил: «А! Они все блудники.»

  Зависть и клевета вещи неразрывные. Завистник легко наклевещет, налжёт, напридумывает как и дьявол. Дьявол же «клеветник» в переводе. Поэтому нельзя завистников слушать вообще. Почему еще нужно ограждать себя от них? Чтобы ограждать себя от клеветы, чтобы не участвовать в клевете, чтобы не соучаствовать в этой мерзости. Не съем, так замараю. Вот такой принцип. Кого-нибудь замараю клеветой. Хотя бы так испачкаю. И еще люди рассказывали, что один человек сознательно лишал людей других знакомых, чтобы только с ним общались, и когда он общался отдельно с друзьями, он поливал грязью своих товарищей. Или еще могу привести пример. В книжке по психологии вычитал, но я похожий пример в жизни встречал. Один был мужчина- бизнесмен. У него была очень хорошая жена и мать позавидовала их счастью, представляете родная мать позавидовала сыну. Она стала наводить налоговую инспекцию на бизнес сына, а потом, когда ему стало тяжело, она переселилась к ним домой, стравливала непрерывно мужа с женой, чтобы он к ней ушел. Как вы думаете это зависть или материнская любовь? Зависть. Вообще ревность это форма зависти. По-словянски зависть это рвение. Она же и ревность и зависть одновременно. Зависть – чистое зло; а ревность является  благою, когда человек не терпит поругания воли Божией, не терпит поругания заповедей. Но опять-таки не терпит поругания заповедей, а не человека не терпит.

 А есть ли белая зависть? Вот некоторые говорят –я завидую по-доброму. Это зависть описана в великолепной сказке Пушкина про золотую рыбку. Вот у старухи к рыбке была шикарная белая зависть. Она же не хотела чужого, она хотела такого же. Кончилось чем, не помните? Разбитым корытом. И это правильно. Всякая зависть белая, черная, желтая, красная – является завистью. Апостол Павел говорит: «Имея пищу и одежду будем довольны тем, что есть». Можно, конечно соревноваться, но об этом чуть позже скажу, когда будем рассматривать способы борьбы с завистью. Но мы еще не все её уловки разглядели.

 На самом деле сколько ухищрений! Под какими вещами скрывается зависть! Ядовитая змея гораздо менее опасна, чем завистник. И объясняет Василий – почему? Потому что те яд пускают в  одну раночку. Ранку можно пережать и удалить оттуда яд. А от одного завистливого взгляда как, думают люди, начинают чахнут телакрепкого сложения по юности возроста цветущие всей красотою. Люди начинают худеть, так как будто завистливый глаз ведет за собой вредоносный, губительный, поток. Знаете, есть выражение –сглазил? Это выражение создается словами Еангелия: « Может у тебя лукавый глаз и завистливый взгляд, что тебе плохо, что другому хорошо?» «Я не призываю вам верить в бабьи басни,- говорит Василий Великий, - но само явление признаю». В чем же суть этого явления... Ненавистники добра демоны находят в людях демонам свойственное произволение; какие-то зацепочки, за которые демон может уцепиться, и тогда они употребляют эти желания, внутри сердца человеческого находящиеся. А в завистниках они употребляют взгляд. И при помощи взгляда, как при помощи средства, они начинают губить человека. Я действительно сталкивался со случаями сглаза, причина здесь именно в демонах. Чтобы он прошёл, это зависит от участия человека в Св. Таинствах. Когда говорят, что сглаза нет, нужно понимать, что сглаза в «бабском» смысле, что коричневый или черный глаз портит человека, это все ложь. На самом деле глаз ни при чем, это средство, которым демоны пользуются. Василий Великий говорит: «какой же позор быть сознательным сотрудником сатаны». Представляете – сотрудник дьявола!? Не случайно бывали случаи, что от скандальных, завистливых людей дети убегают и кричат; детей начинает трясти, они более чистые, поэтому сразу чувствуют приближение демонов. Поэтому есть обычай детей как можно меньшему количеству людей показывать. Оправдано на самом деле. Чтобы не подводить под демоническую атаку. И дело здесь ни в цвете глаз, а потому что зависть как бы индуцирует около себя ненависть, зло. Как говорит Соломон: «...убери завистника из общества и не будет распри». Поэтому нормальный руководитель(на предприятии) – должен вышвырнуть завистника без выходного пособия, по «волчьей» статье желательно, чтобы нигде не взяли. « Неужели ты не приходишь в ужас, делая себя служителем губительного демона, допустив в себя зло, от которго ты сделался не врагом обидевших тебя, но врагом Благого и никому не завидующего Бога?» Заметьте – не думай что ты враг людей, нет, ты личный враг Бога. Представляете? «Убежим, говорит св. Василий от нестерпимого зла, оно внушение змея, изобретение демонов,... залог мучения( то есть оно мучает сейчас, но это только залог от будущего гиенского мучения), препятствие благочестия, прямой путь в гиену и обязательное, гарантированное лишение Царствия Небесного.

 «Завистливых можно узнать и по лицу. Глаза у них сухие и тусклые, щеки впалые, брови навислые, душа возмущена страстью, не имеет верного суждения о предметах», а есть, на самом деле, понятие в психиатрии – маска. То есть у завистника определенная маска на лице. Такое ощущение, что у него лицо уже как-бы полупарализовано. Василий Великий четко описывает даже эту маску завистника. Хорошо сказал Илия Минятий: «спрашивают – какой глаз лучше всего видит? Серый, карий? Отвечаю – завистливый». Завистливый видит даже то, чего нет, самую мельчайшую погрешность в человеке. На самом деле, почему маска...брови навислые – недовольство. Потому что наша мимика, моторика лица, она является точнейшим выражением души и поэтому мелкие движения наших мышц, они постепенно формируют нашу внешность. Поэтому я считаю, что американцы правы, когда они требуют от людей, чтобы улыбались. Внешнее переходит на внутреннее, это правда на самом деле. Сухие глаза, потому что плакать не умеет, он плачет, только когда его обидели и то мало, что интересно. У них щеки впалые. Тоже интересно. Они как говорится сохнут. У человека нарушается метаболизм организма. Человек выжигает сам себя в прямом смысле этого слова. У них  «не имеет похвалы ни добродетельный поступок, ни сила слова, украшенная важностью и приятностью и прочее достойное соревнования и внимания». Еще их легко проверить как? Завистники очень искусно умеют добродетель свести к похожему на неё пороку. Ведь как известно, от добраодетили до зла очень моленький шажочек и завистники пользуются этим. Они искустно сделают призренным  достойное похвалы, перетолковав его в худшую сторону. «Мужественного они называют дерзким»; «Тебе что, больше всех надо? Выскочка!»- так они говорят про мужественного человека, который берет на себя ответственность. Целомудренного они называют безчувственным. («бревно безчувственное»). Справедливого они называют жестоким. Благоразумного они называют коварным («у него тайные мысли обязательно есть! Вы думаете он за зря так?»). Помните, как дьявол Богу сказал про Иова? « Разве за зря благочестив Иов, не Ты ли обогатил его всем?». Когда видят великолепее, на того клевещут, что у него грубый вкус. «Он любит все пышное!». О щедром говорят, что он расточительный( «только деньги транжирит!»); о бережливом говорят, что он скупой. Видите как тонко; почти похоже на правду. Вот где самая настоящая дьявольщина.

 Как с завистью справиться? Мы немножко поняли как она устроена, как она действует. То есть таких людей надо избегать. Иоанн Лествичник говорит: Когда при тебе начинают осуждать ближнего, скажи – прости меня, но я сам грешный человек. На это вам завистник ответит: «Тебе что, правда не нужна, тебе правда глаза колет, да? Тебя он наверняка подкупил, ты под него подлизываешься». Или например при тебе начнут ругать власть, ты скажешь: « нельзя, власть вообще запрещено Богом ругать...» Такой человек скажет: «Ой, понятно! Тебе должность хорошая нужна» или «понятно, ты там завязан», если при тебе женщину ругают –«понятно! Тайная любовница!», мужчину при тебе ругают –« небось  с ним пьешь?». Надо сказать: « Все грешные. Дверь вон там видишь? Пошел-ка ты отсюда вон». Как говорит Писание: «Оклеветающаго искреннего своего – сего изгонях, с гордым сердцем, несытым оком, с ним не ел». А останешься – по морде получишь. Чтобы не повадно было, чтобы не приходил просто. Чтобы человек хотя бы из боязьни получить по физиономии к тебе не приближался.

 Вот спрашивают:  «А если он на тебя стучит?» Понятие «стучит» имеет два значения. Если он закладывает, видя явное преступление, то правильно делает, выполняя свой долг. Например, если человек ворует и на него доложили, это совершенно справедливое дело. Здесь нет никакого греха, он сделал то, что должен был сделать. А если он клевещет, или совершенно безразличные вещи, которые можно покрыть, он их начинает выявлять, это действительно проявление зависти. Вот такие совершенно две разные вещи. Вот почему у нас дедовщина в армии есть? Потому что людям вбили в голову, что НЕ ХОРОШО доносить ВСЕГДА. Нет не всегда. Доносить когда беззаконие происходит просто необходимо, потому что власть на то и нужна, чтобы беззаконие присекать. Доносить на безразличное дело, или на малые поступки, которые можно покрыть – это подлость. Разницу ощущаете? Дьявол что сделал? Вот это понимание, что не нужно закладывать никого, служит на пользу только мерзавцам.

 Как бороться с завистью? Кратко отвечаю – сорадование. Совместное радование. Нужно радоваться с радующимися и плакать с плачущими. Как это делать? Если человек видит, что другому хорошо...другой более богат, чем ты, умнее чем ты, и тебя начинает колбасить...надо встать перед иконочкой и сказать: « Господи, Иисусе Христе, Боже наш, умерший на Кресте и Воскресший из мертвых, благодарю Тебя, что Ты дал этому человеку столько, дай ему гораздо больше. А меня помилуй.» И сказать так несколько раз. При этом заметьте, то вам ответит зависть. Зависть она же чем прикрывается? Прадоискательством в нас, так? Она скажет: «Ты же не от сердца говоришь! Ты же врешь сам себе, ты же лицемеришь такой-сякой!» - скажет в тебе правдоискательство. Что нужно сказать? «Да, я действительно вынужден лицемерить, но я по-доброму лицемерю, я хочу, чтобы у меня лицо таким стало». Понятно? Не слушайте это правдоискательство. Гоните его поганой метлой.

 Есть еще и способ, при помощи размышления помочь себе с завистью. Василий Великий говорит: « Стоит ли завидовать богатству?» Богатству завидовать не стоит, потому что оно сегодня есть, а завтра его нет. Посмотрите биржевые сводки новостей... Причем богатство само-по себе никакой ценности не имеет, потому что с собой все это не утащишь. А на тот свет мы совершенно внезапно можем попасть...так ведь? Второй момент, по поводу богатства, когда мы видим, что человек тратит деньги в свое удовольствие. Нужно сказать: «Слава Богу. Хорошо живет. Ему приятно? Ну и отлично. У меня душа радуется». Не радуется – заставим. Это одно из ухищрений дьявола, которое проявляется не только через зависть, но и через уныние, через сребролюбие, через чревоугодие. Но ведь твое сердце говорит по-другому? Мало ли что оно говорит по-другому. У тебя кто хозяин – голова или сердце? Сердце на место чтобы встало...А ну ко меняйся! Мало ли что тебе кажется! Когда кажется, креститься надо. Сердце перекрестить. Откуда выходят злые помыслы? Помните, как Господь сказал? Из сердца исходят злые помыслы, прелюбодеяния, убийство... завистливое око...все они оскверняют человека. Поэтому силою креста изгоняйте эту зависть из своего сердца.

  Перечитывайте Страстные Евангелия. Помните, на страницах Евангелия мы себя можем легко найти. Почему многие Библию не читают? Слишком узнаваемая книга, слишком легко себя там увидеть. Поэтому бояться. Читайте Страстные Евангелия и смотрите на сердце – где ты? Кто у Креста Господня я? – А не Каиаффа ли с Анной с их криками: «Других спасал, а себя не можешь спасти! Если бы ты уповал на Бога, Он бы избавил тебя!» Это ведь голос завистников.

 Так же вспоминайте историю Иосифа... ведь почему Библию нужно знать близко к тексту? Чтобы можно было себя примерами Библии назидать. Вот что делать, если ты видишь, что у другого есть хороший дар понимать Священное Писание и его толковать? Это очень интересный момент. Василий Великий говорит: «Пользоваться надо, пользоваться!» Зависть не дает этого делать, а ты пользуйся. Что делает завистник? Он слушает проповедь, чтобы найти в ней плохие места, сказать –А плохо все, плохо, а вот тут он оговорился. Как один завистник сказал – Как у него могут быть прямые мысли, когда у него ноги кривые.

 Надо заставить свой разум выискивать хорошее. Недаром есть такой грех, в котором почему-то никто не исповедуется. Называется неслушание проповеди священника. Это проявление в частности зависти. В частности. Одно из проявлений. Бывает проявление других страстей. Но это следствие на самом деле. Следствие или зависти или гордыни. Я такой умный, чего мне слушать попов?  А вот когда начнешь понимать, и при этом благодарить Бога, что ты стоишь перед живым источником ключевой воды, что перед тобой уста Святого Духа. У нас как то принято думать, что великие святые раньше были, куда уж сейчас; мы должны помнить, что если мы слышим хорошие слова из уст священника, не смотрите на его жизнь, сейчас через него Св. Дух говорит. И даже через Каиафу Св. Дух говорил, через завистника и Христоубийцу. То тем более через православного священника, если он хорошо истолковывает слово Божие.

 И надо заставлять себя отыскивать в людях добро. Знаете, как это делается? Чтобы не завидовать, надо воспринимать человека как кроссворд, в прямом смысле этого слова. Его надо разгадывать. Человек, который рядом с тобой находиться – это загадка. Надо научиться понимать его мимику, научиться понимать интонацию его слов, надо разгадывать что он имеет в виду. Что ему интересно, отыскивать возможность узнать его интересы по ним с ним общаться. При этом помнить, что человек меняется постоянно, поэтому процесс разгадывания будет длиться постоянно. Даже светские психологи признают, что одна из причин развала семей в том, что люди считают, что они друг друга иже узнали десять лет назад и сейчас ничего нового уже не узнают. Хотя человек через 10 лет меняется кардинально, в нем даже ни одной клеточки, ни одного атома не остается прежнего.  Понимаете? Поэтому надо разгадывать человека, причем разгадывать и искать в нем хорошее.  Мы из догматов знаем, что в любом человеке есть отпечаток образа Божьего. Этот отпечаток интересно ведь расшифровать. Интересно же Бога найти в человеке. Вот этим надо заниматься. Если вы будете добро в человеке отыскивать и радоваться за добро, которое в нем есть, скорбя о зле, которое он сделал, вот тогда с завистью вы сможете справиться.

  Опять - таки здесь возникает вопрос: « А если я завидую добродетелям?» Есть такая форма зависти. На это что нужно ответить? А тебе что, слабо? Добродетели всем доступны. Вот например стать президентом или Патриархом не каждый может, это не от человека зависит, а добродетель доступна для каждого. Когда начинается зависть к добродетели ближнего, нужно сказать: «Что тут завидовать? Я круче буду!» Вот здесь должно быть нормальное христианское соревнование – он сделал так, а я лучше сделаю. Вот это будет нормальная победа над завистью. Тяга к зависти будет преодолена большим. Недаром, на самом деле, было соревнование между святыми кто из них лучше на заповеди выполняет. На самом деле на чем паразитирует «карьеризм», должен быть духовный «карьеризм» в небесах... Точно так же не милостыня важна, а столько, сколько ты подал от сердца. Точно так же он милостыни много подал, я еще больше подам – не по количеству, а по соотношению со своими возможностями. Поэтому я буду богаче в будущем. Он так смог людей поддержать, а я круче поддержу. Пускай зависть превратится в нормальное соревнование. Есть вещи, которые мы можем лучше сделать. Зависть мешает нам это сделать. Надо сделать практический вывод: «Маловато будет! Больше! Вперед!» Честолюбие, соревнование используем в духовных делах. Когда Господа спросили: « кто из нас может быть первым?» Он же не сказал: « нужно быть маленьким, перед всеми унижаться, вы не куда не должны стремиться». Господь сказал: « Кто из вас хочет быть первым, будь всем слугой, и кто хочет быть старшим – будь всем рабом. Ибо Сын Человеческий не пришел, да послужат Ему, но пришел послужить и отдать жизнь во искупление многих». Хочешь быть большим, больше служи. Можно быть большим, можно можно, не стесняйтесь. Оставляйте неполноценности. «Мне слабо». Не слабо, мы больше можем, понимаете? Нужно на большее стремиться. Тогда вместо зависти будет соревнование. Соревнование в добре. Недаром апостол Павел подзуживает, просто подзуживает нас. Он говорит: «...Не знаете ли вы, что на спортивной дорожке многие бегут, но не многие получают награду» Так что что делать? Бегите, чтобы получить, понимаете?

 Василий Великий говорит: «Что касается земных вещей, нужно, если ты прозришь рассудком, будешь смотреть на то, что выше человеческого и устремишь взор к истинно прекрасному и достойному похвалы, то ты очень будешь далек от того, чтобы достойным ублажения и соревнования  называть что- нибудь тленное и земное». С земным нужно справляться понятно каким образом. Я на Бога смотрю, чего мне ерундить, да? Кому-то дали больше денег на работе, ну и слава Господу! Деньги все равно проедятся через несколько дней. А желудок у нас существо неблагодарное. Даже если мы набили его полностью блинами на масленицу, дак все равно сейчас голодно. Так что там с этими деньгами? На это даже внимание обращать не надо, а вот на добродетели обращать внимание надо. «Никаким образом не желай разбогатеть всяким способом, ...но будь справедливым, целомудренным, благоразумным, мужественным, терпеливым, страдая за благочестие».

 Сейчас начинается Великий пост. Всех призываю, устройте соревнование, кто из вас больше прочитает  книг Священного Писания к Пасхе.

 «Потому что все это можно приобрести трудолюбием, помните, трудолюбием все это можно преодолеть. А большое имение, телесная красота и высота сана не от нас зависит, поэтому добродетель есть высшее и достаточное благо, к общему всех признанию имеющее предпочтение». Только к ней мы должны стремиться, к добродетели, которая не может быть в душе не очищенной как от порочных страстей, так особенно от зависти. И при этом берегитесь одной единственной вещи – при этом у зависти есть последняя ловушка – ЛИЦЕМЕРИЕ. Когда человек внешне один, а внутренне другой. Это тоже чадо зависти. Когда человек притворяется добрым и ласковым, а внутри у него злоба и нечестие. Двоедушие нрава бывает по большей части от зависти. Когда скрывают в глубине ненависть, показывают с наружи приукрашенное любовью. И подобны подводным скалам, которые будучи закрыты водой причиняют не осторожным непредвиденное зло. Поэтому если из зависти как из источника проистекает для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога, смешение уставов, низвращение всей совокупности житейских благ, будем слушаться апостола: « Не будем тщеславными, друг друга раздражающими, друг другу завидящим. Мы будем благими, милосердными, прощающими друг другу, как и Бог простил нас во Христе Иисусе.

  У апостола Иакова есть великолепные слова, которые являются некоторой проверкой для нас есть ли в нас мудрость. В третьей главе:

« Мудр ли кто и разумен из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостию. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше во-первых чиста, потом  мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир».

Давайте этому учиться, и пускай милость Божия будет с нами.

Иерей Даниил Сысоев.

 

 

 

 

 


Назад к списку